"Хорошие русские" и "свободные нации": куда движутся зарубежные российская оппозиция и национальные движения
В конце прошлой недели активизировались дискуссии о взаимоотношениях зарубежных представителей национальных движений народов РФ и российской оппозиции. Интервью Рафиса Кашапова о причинах его нежелания участвовать в Форуме Свободной России (ФСР) предварило организованную последним в Вильнюсе Антивоенную конференцию. В ходе нее состоялся диалог одного из ее организаторов — Гарри Каспарова, озвучившего на ней новые, получившие широкий резонанс идеи, с Русланом Габбасовым, представлявшим созданную накануне Лигу Свободных Наций (ЛСН). Колумнист Харун Сидоров рассуждает, куда движутся зарубежные российская оппозиция и национальные движения.
В поиске новых форматов На самом деле, не только прошлая неделя, но и весь уходящий месяц выдался урожайным на новые инициативы националистов и регионалистов. В начале этого месяца в Варшаве прошел Форум Народов Свободной России (ФНСР), по названию и дизайну схожий с ФСР, но отличавшийся от него своей концепцией. Если ФСР периодически критиковали за то, что для обсуждения проблем народов и регионов России на нем выделяют в лучшем случае круглые столы или периферийные панели, то ФНСР поставил во главу угла именно повестку народов и регионов нынешней России. Общероссийскую оппозицию на нем представлял лишь прибывший из Киева Илья Пономарев, который продолжает участвовать и в ФСР. По слухам (которые представляются убедительными) именно Пономарев медийно курирует Легион "Свобода России" (ЛСР), созданный украинским военно-политическим руководством из российских военных, перешедших на сторону Украины. И, быть может, неслучайно в скором времени после этих мероприятий ЛСР начал кампанию в защиту народов России, первая публикация в рамках которой была посвящена татарам и необходимости поддержки татарского языка. Правда, перед этим зоркие наблюдатели успели обвинить ЛСР в имперстве из-за их отмежевания от "сепаратизма" и заявления, что они признают границы России, в которых она возникла в 1991 году.
Однако не учли, что оно было сделано в ответ на провокационные листовки, расклеенные в граничащих с Украиной регионах России, которые гласили, что ЛСР выступает за переход Белгорода и Курска в состав Украины. Сам же Пономарев в Варшаве заявил, что выступает как против сохранения России в формате тюрьмы народов, так и против ее искусственного расчленения, отстаивая таким образом право народов на самоопределение. Этим участие в ФНСР представителей общероссийской оппозиции и ограничилось. Все остальные его участники представляли или конкретные народы — такие, как татары, башкиры, буряты, чеченцы, карелы, или регионы — Ингерманландия (Санкт-Петербург с Ленинградской областью) и Янтарный край (Калининградская область). Тем не менее и это соседство, не обошедшееся без конфликтов, видимо, оказалось нежизнеспособной формой, переходной от формата таких площадок в рамках ФСР к чему-то другому.
Дело в том, что для многих участников подобных площадок раздражающим является само слово "Россия", которое присутствует в их названиях, с любыми приставками вроде "Свободная Россия" и в любых сочетаниях вроде "Народов России". Поэтому неудивительно, что представители такого подхода через какое-то время создали Лигу Свободных Наций, в названии которой слово "Россия" отсутствует вообще.
Правда, среди ее создателей почему-то не оказалось Рафиса Кашапова, который накануне выступил с критикой не только ФСР, но и руководителя Башкирского Национального Политического Центра Руслана Габбасова, обвинив его в нежелании сотрудничать с другими народами. Однако в Лигу Свободных Наций как раз вошли башкиры в лице Габбасова, а также представители бурятов, ингушей, калмыков, удэгейцев и эрзян — в то время как Кашапова, представляющего татар, в ней почему-то не оказалось. Впрочем, по имеющимся данным, участники ЛСН ведут переговоры о привлечении к своему проекту других представителей татарской политэмиграции.
Диалог "свободных наций" с "хорошими русскими" Таким был контекст короткого диалога, состоявшегося в Вильнюсе между Русланом Габбасовым как представителем новой ЛСН и Гарри Каспаровым — как одним из организаторов ФСР. Габбасов в рамках вопросов из зала настолько кратко, насколько ему позволили модераторы, попытался презентовать ЛСН, а в ответ на просьбу перейти собственно к вопросу, спросил у Каспарова, как инициаторы создания нового Российского Комитета Действий (РКД) собираются взаимодействовать с представителями национальных движений народов России. Но тут, прежде чем перейти к ответу Каспарова, стоит остановиться на его инициативах, озвученных на этой конференции.
Самой нашумевшей из них, разумеется, стало предложение выдачи удостоверений "хорошего русского" тем гражданам России, кто согласится подписать Декларацию новообразованного РКД из трех пунктов: 1) осуждения войны; 2) характеристики путинского режима как нелегитимного; 3) признания территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах. К слову, организаторам РКД удалось объединить в нем два из трех основных центров зарубежной российской оппозиции — ФСР и Михаила Ходорковского, который принял эту формулу. А вот собиравшаяся войти в него Любовь Соболь в последний момент отказалась от этого. По имеющейся информации — под жестким давлением команды Алексея Навального, пригрозившей ей исключением из их рядов.
Подавляющее большинство наблюдателей и комментаторов не поняли суть предложений Каспарова, в контекст которых они не были посвящены. Часть ответственности за это, видимо, лежит на самих организаторах мероприятия-презентации, начиная с броского, но неудачного термина "хорошего русского", которым неформально было названо то, что официально должно иметь другое название, заканчивая тем, что до аудитории не была доступно доведена сама концепция, под которую задумывались и РКД, и эти удостоверения.
Между тем в своем выступлении на конференции — равно как и в последующих интервью, тоже наделавших много шума — Каспаров эту концепцию озвучил, хотя, возможно, не в столь явной форме, чтобы ее смысл стал понятен всем. Он сказал, что если нынешняя Россия является своего рода *огом Северной Кореи, то оказавшимся в эмиграции россиянам ("европейским русским") нужно создать свою "экстерриториальную Южную Корею". Таким образом, речь идет о двух на данном историческом этапе параллельных реальностях, которыми являются, с одной стороны, Россия под властью путинского режима, а с другой стороны — "экстерриториальное государство Свободной России", которое предлагается создавать... пока в эмиграции. Именно в этом заключается суть идеи удостоверения "хороших русских" или "европейских русских", фактически призванных оформить их принадлежность к такому "экстерриториальному государству", гибридного признания которого западными странами собирается добиваться РКД.
Это же объясняет тональность и формулировки Каспарова, с обидой воспринятые многими оппозиционерами в России как противопоставление политэмигрантов тем, кто остался в стране. Да, о таком противопоставлении можно говорить, но оно имеет не эмоциально-оценочный, как поняли многие, а политически-проектный характер — по сути, речь идет о курсе на создание не только "экстерриториального государства", но и своего рода политической нации "русских тайваньцев", отделяющих себя от РФ как "российского Китая" в условиях его захвата тоталитарным режимом.
Теперь о самом ответе Гарри Каспарова на вопрос Руслана Габбасова. Сперва он заявил следующее: "Если у вас есть российский паспорт и вы хотите что-то получить, пожалуйста, записывайтесь, подписывайте декларацию и вступайте в эту платформу. Никакого отношения к будущему устройству России это не имеет". Иначе говоря, деятельность РКД, по логике Каспарова, имеет отношение к тому, что будет происходить с россиянами за границей, но не к будущему самой России.
При этом свое видение будущего России он тоже озвучил: "Меня не интересуют географические границы будущей России. ...Это позиция, которая на этом форуме последовательно отстаивалась. Безусловно, новая свободная Россия должна избавиться от имперского наследия — это я, наверное, раз десять сегодня сказал. А это означает, что это свободная конфедерация разных областей России. Если кому-то хочется делать это самостоятельно, пожалуйста, милости просим — никто никого держать не будет. ...Если мы сумеем добиться наших целей и избавить Россию от этого имперского проклятия, она будет формироваться по другим принципам. Если Лига Свободных Народов хочет сделать что-то свое, пожалуйста, проводите свои референдумы и делайте что хотите".
Новая конфедерация и "европейская Россия" В ответе Каспарова на вопрос о будущем России, каким его видит он, не менее интересна его вторая часть: "Я считаю, что время империй давно прошло, и в конце концов важен не объем территории, а то, чтобы эти территории жили по одним законам. Поэтому, если где-то будут доминировать другие законы, скажем, какие-то религиозные законы — пожалуйста, нужно делать свое, никто никому не мешает. Россия должна будет выстраивать собственную концепцию, но эта концепция должна быть унифицированной по всему пространству — я полагаю, большинство территорий, конечно, сохранится в этом новом образовании российском. Но никого держать не будем".
Тут он фактически вернулся к теме, которую он публично обсуждал со сцены предыдущего ФСР в диалоге с приехавшим на него Ходорковским — приемлемого и неприемлемого разнообразия внутри будущей России. Тогда Ходорковский произнес фразу, которая тоже была вырвана из контекста — о том, что Россия может быть или единой, или демократической, и лично он предпочтет первое, а не второе. А контекстом ее как раз была возможность введения в отдельных частях страны своих культурно обусловленных законов. И тогда Ходорковский сказал, что "чтобы не воевали русские солдаты", он готов согласиться с тем, что в каких-то регионах России будет узаконено добровольное многоженство, но не с тем, чтобы в них девушек насильно выдавали замуж — как следовало из контекста его слов, в этом случае "русским солдатам" уже придется вмешаться. А вот Каспаров тогда даже на предложение признания добровольного многоженства в отдельных регионах возразил, что такие регионы лучше бы вообще отпустить из России. И фактически тот же подход он озвучил и в этот раз, заявив, что регионам, где будут "доминировать ... какие-то религиозные законы", лучше "делать свое".
Тут, конечно, возникает вопрос — как подобное стремление к единообразию сочетается с призывом к учреждению новой России даже не на федеративных, а на конфедеративных принципах? Возможно, он мыслит подобную конфедерацию как *огичную швейцарской, где тоже никакие "религиозные законы" нигде не доминируют. Однако даже в федеративных США ситуация уже не так однозначна — и многие консервативные штаты прямо сейчас борются в Верховном суде за возможность запрещать у себя аборты, руководствуясь именно религиозными соображениями. Да и в Восточной Европе, имеющей особое значение для ФСР, ситуация не везде одинакова — есть страны более либеральные — вроде Чехии — а есть более консервативные — вроде Польши, где взявшие власть христианские консерваторы тоже запретили аборты, а некоторые муниципалитеты и вовсе объявили зонами, свободными от ЛГБТ-пропаганды.
Но лично у меня подход Каспарова в этом вопросе вызывает сомнение не только с точки зрения перспектив сохранения в такой России Актаныша или Саситли — в конце концов, как видно по его репликам, он бы явно предпочел, чтобы их в ней не осталось. Вызывает большие сомнения концепция строительства на большей части территории России — от Балтики до Тихого Океана — европейского государства. В основе же ее лежит представление о том, что за вычетом тех регионов, которые могут отделиться, на всем этом пространстве доминирует европейская культура в ее русской разновидности. Однако даже США или Австралию факт их создания европейскими колонистами не делает частью Европы. Запада — да, но не Европы, отсюда и разделение на "Старый свет" и "Новый свет". И тем более сомнительно, чтобы большую часть Урала, Сибири или Дальнего Востока удалось превратить в подобие Польши или Литвы.
Более убедительной представляется мысль, высказанная на ФНСР в Варшаве бывшим министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. Он заявил, что по итогам происходящего сейчас переформатирования Центральной Европы в ней — "в случае распада России" — может найтись место и ее "европейской части". Впрочем, пока и этот подход выглядит неочевидным с учетом отсутствия даже в европейской части России каких-то очагов, явно тяготеющих к Европе, как было с Прибалтикой в СССР. В таком контексте более правдоподобным, несмотря на его кажущуюся экзотичность, представляется другое озвученное в ходе заочной дискуссии об идеях Каспарова предположение — "европейская Россия", она же "российская Южная Корея" или "российский Тайвань" может возникнуть в случае развития военного конфликта "российской КНР" с НАТО и перехода под контроль второй какой-то части первой. И тем, кто берет курс на противопоставление "российской КНР" "российского Тайваня", следует отдавать себе в этом отчет.
О чем говорить? Какими же могут быть перспективы диалога между российской эмигрантской оппозицией и эмигрантскими группами национальных движений нерусских народов РФ?
Как человек, способствовавший наведению между ними мостов, вынужден констатировать, что существующие с обеих сторон тренды такому диалогу сейчас не способствуют. И в общем это понятно — если смотреть на вещи трезво, в реальной жизни отношения между разными игроками оформляются, отталкиваясь не от абстрактных идей и чьих-то пожеланий, к обсуждению которых до сих пор сводился подобный диалог, а из соотношения сил, возможностей и интересов. А этих-то сил и возможностей контролировать территории, будущее которых они пытаются друг с другом обсуждать, пока нет ни у одной, ни у другой стороны диалога.
Поэтому, чтобы он был предметным и конструктивным, на данном этапе сторонам лучше сосредоточиться на борьбе за обретение этих возможностей, по итогам которой будет ясно, как они у них соотносятся. В этом отношении разумным подходом представляется позиция о принципах взаимоотношений с возможными союзниками, озвученная недавно Башкирским Национальным Политическим Центром. Отметив, что его приоритетом является фактический контроль будущей национальной власти над территорией Башкортостана, БНПЦ заявил, что по достижению такового будет готов "обсуждать международно-правовой статус будущего Башкортостана" со всеми, кто готов этот контроль признать. При этом понимая, что "определение этого статуса будет зависеть от многих факторов как международной, так и российской или пост-российской политики", БНПЦ воздерживается "от безапелляционных вердиктов по этим вопросам".
Представляется, что такой подход вполне сочетается и с принципами и предложениями, озвученными Каспаровым. Тем более, что задачи "ликвидации тиранического путинского режима и преобразования пространства нынешней "РФ" на принципах свободы, права и самоопределения наций" у сторон в любом случае совпадают.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш к* в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.
«За крымскими адвокатами идет охота»: за последние два дня в Крыму задержали четырех адвокатов, занимающихся политическими делами
26 и 27 мая в Крыму задержали четырех адвокатов, которые занимаются делами, связанными с политическими преследованиями. Об этом The Insider сообщила правозащитница Лутфие Зудиева.
По ее словам, за крымскими адвокатами идет «двухдневная охота».
Первым полицейские из центра по противодействию экстремизму задержали адвоката Эдема Семедляева. Это произошло 26 мая в 11:30 в центре Симферополя: «Эдем успел только сказать, что задержан за публикацию в соцсетях», — рассказала изданию «Ґрати» жена адвоката Эльвина Семедляева.
Семедляеву действительно предъявили обвинения по статье о «дискредитации российской армии» — но не за его собственную публикацию. Сотрудники центра «Э» составили протокол после того, как 16 апреля татарстанский активист Рафис Кашапов отметил Семедляева в своем посте с призывом «тюркам и финно-уграм создать партизанские отряды для свержения преступного режима Путина». Сейчас пост удален, но его текст можно найти на сайте Chechenews.
«Мы заметили то, что он отметил Эдема, в тот же день, мы удалили отметку, заблокировали возможность отмечать Эдема в любых публикациях», — рассказала Эльвина Семедляева. Киевский районный суд Симферополя назначил заседание по этому делу на тот же день, в 14:30. Защищать Семедляева вызвался его коллега, адвокат Назим Шейхмамбетов. Он попытался объяснить судье, что Семедляев не делал репост, а пост с открытым письмом оказался на его странице просто потому, что его отметили в публикации: так устроен фейсбук. Судью это не убедило — Семедляева признали виновным и назначили штраф в 75 тысяч рублей.
После заседания, прямо на крыльце суда, сотрудники центра «Э» задержали уже Шейхмамбетова.
«Они повезли его к себе в здание и там тоже составили протокол, но по другой статье <за нарушение общественного порядка из-за „организации массового одновременного пребывания граждан в общественном месте“ — The Insider>. Его оставили на ночь, которую он провел в отделе центральной полиции, потому что статья предусматривает административный арест», — рассказала The Insider правозащитница Лутфие Зудиева. Протокол составили из-за «митинга» крымских татар 25 октября 2021 года в поддержку задержанного тогда Семедляева и других крымчан. Митингом власти назвали скопление людей возле здания полиции. Там адвокат рассказывал журналистам и родственникам задержанных о текущей ситуации. Несмотря на то, что эта встреча с адвокатом состоялась еще в прошлом году, оперативник Роман Филатов составил протокол на Шейхмамбетова только 26 мая 2022 года.
Центральный районный суд Симферополя назначил заседание по делу Шейхмамбетова на следующий день, 27 мая. К началу заседания в 13:00 у здания суда начали собираться крымские татары и адвокаты, которые собирались защищать Назима Шейхмамбетова, — Айдер Азаматов и Эмине Авамилева. Но сотрудники центра «Э» задержали их даже до того, как они зашли в суд. «При этом полицейские проигнорировали тот факт, что Азаматов и Авамилева показали адвокатский ордер на защиту Шейхмамбетова и в этот момент исполняли свои обязанности. Их увезли в отдел по борьбе с экстремизмом», — рассказала The Insider правозащитница Лутфие Зудиева.
Азаматов позже заявил «Ґратям», что их задержали из-за все того же «митинга» 25 октября. Азаматов и Авамилева тогда приезжали к Центральному отделу полиции и помогали задержанным крымским татарам. Затем они дали несколько комментариев журналистам. Протокол на Азаматова и Авамилеву составил оперативник центра «Э» Артем Корень.
«В итоге получилось четыре задержания адвокатов за два дня. Мы не исключаем, что это не последние задержания. Судя по материалам дел, с которыми мы успели ознакомиться вчера и сегодня, это давно заготовленные документы, которые составили в середине апреля, а некоторые даже в октябре 2021 года. Это было вопросом времени, когда их используют непосредственно для задержания и оформления административных дел», — сказала The Insider правозащитница Лутфие Зудиева. https://theins /news/251646?utm_source=yx...earch%3Ftext%3D
Как Россия на протяжении 400 лет пыталась уничтожить украинцев. В чем же виноваты украинские, чеченские, сирийские и татарские дети?
От начала войны российские оккупанты в Украине убили 261 ребенка, более 463 ранены а похищенных Московий детей уже - 234 тысяч. Таким образом оккупанты на данное время депортировали на Дальний Восток, Приморье, Кавказ и в Сибирь, и похищает сотни тысяч детей, женщин, мужчин, стариков, больных, сирот около 1.5 млн. граждан Украины. На глазах всего мира преступный режим Путина массово уничтожает и похищает украинских детей. Москва по традиции планирует воплотить свои планы - захватчики уже насильно русифицируют депортированных из Украины. Россия сама же подтверждает и документирует свои преступления против украинцев. О каком мире и цивилизации можно говорить, когда на глазах всего человечества Россия проводит массовую депортацию украинцев. Но весь мир молча наблюдает военных РФ на глазах всего мира, которые учиняют чудовищные преступления против человечности.
Напоминаем, достоверно известно, что в ходе двух последних русско-чеченских войн с момента агрессии 11 декабря 1994 года русские войска убили 255 тысяч чеченцев, из которых 42 000 детей. Сотни тысяч чеченцев рассеяны по всему миру. Даже по данным пророссийского марионеточного режима, в Чечне было зафиксировано 23 тайных массовых захоронения (по данным чеченской стороны их более 60). Правозащитники: За 10 лет Асад при участии России и Ирана уничтожил полмиллиона сирийцев, в том числе 22 тыс. детей, более 12 млн стали беженцами.
15 октября – День Памяти татарского народа! "15 октября 1552 года войска Ивана Грозного взяли Казань. В этот день Казанское ханство утратило свою независимость и вошло в состав Московии. — Насколько равны были силы сторон? — Учёные определяют численность населения Казанского ханства в 600 тысяч человек. Это максимум, называют ещё и 400 тысяч. Казанский учёный Дамир Исхаков, как и я, над этим тоже работал. Мы брали за основу численность войска: максимально оно у казанцев составляло 60 тысяч человек. Такую численность при полной мобилизации могли выставить территории, на которых проживало 400-600 тысяч человек. На Руси счёт жителей шёл уже на миллионы, русское войско под Казанью осенью 1552 года насчитывало 150 тысяч человек. У русских был и людской потенциал выше, и территория больше, и экономика преобладала. И в военном плане они были сильнее. Использовалось новейшее оружие, западные технологии — в том числе подкопы, артиллерия, осадные сооружения, ("Азатлык" Радиосы, "Idel.Реалии")". 15 октября 1552 года после героической 41-дневной обороны, в ходе ожесточенного штурма пала столица Казанского ханства, Казань. 150-тысячной русской армии под руководством Ивана IV противостояла 30-тысячная армия хана Едигера, в которую входили татары, ногайцы, башкиры, эрзяне, мокшане, удмурты, чуваши и марийцы.
Во время осады и штурма города погибли почти все его защитники. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом. Когда город был взят, лишь небольшой группе осажденных, в количестве 3 тысяч, удалось прорваться сквозь кольцо штурмующих и уйти за Казанку. Остановившись на берегу, перевязывали они раны, хоронили мертвых, и, глядя на другой берег, видели горящий город.
Город Казань подвергся полному разграблению, завоеватели с ужасающим вандализмом произвели тщательное уничтожение всего, что можно было уничтожить. Все оставшееся в городе население ждала жестокая расправа - мужчины - раненые, старики, дети - все были убиты по приказу московского царя. Женщины и малые дети были угнаны в рабство.
Делая *из историческим событиям прошлого, предлагаем лидерам общественных организации из бывших союзных республик СССР активно участвовать: в Форуме свободных народов (ФСН) в Варшаве и Лиге Свободных Наций – политической платформы с целью деколонизации народов Российской Федерации и обретения ее субъектами реального суверенитета.
Дополнительная информация к данной статье: 1) Как Россия на протяжении 400 лет пыталась уничтожить украинцев: https://*.facenews.ua/columns/2017/318205/ 2) В России нет ни одной украинской школы. При этом украинцев в России 1 927 988 человек, или 1,35 % населения (переписи 2010). А если взять общее количество всех школ в Украине, то существует около 1600-1800 школ с русским языком обучения: https://ru.exrus.eu/K-voprosu-ob-etnotside-...e201585245a4b41 3) Телек* ICTV: "РАЗВАЛ России - СЦЕНАРИЙ ИЗВЕСТЕН. Рождение НОВЫХ стран БЛИЗКО, как никогда - Гражданская оборона". Идель-Урал, Северный Кавказ, Сибирская и Уральские республики, Якутия, Кубань и тем более Дальневосточная республика, которая до сих пор не может простить: https://*.youtube /watch?v=hwgNu22oxkk&t=1s На фото: у посольства Венгрии в Варшаве прошла акция протеста против политики венгерского премьер-министра Виктора Орбана.
Рафис Кашапов - зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, один из соучредителей движения "Свободный Идел -Урал", Великобритания, Наталья Панченко - председатель правления фонда "Евромайдан-Варшава”, Украина, Нафис Кашапов - зам. премьер-министра правительства независимого Tатарстана в изгнании, Варшава, Польша, Руслан Кантаев- председатель Финско Чеченского культурного центра Вайнах. Финляндия, Геннадий Шкиря-Банашинский - правозащитник, Германия, Вячеслав Сивчик - лидер движения солидарности "Разам", Польша, Роза Курбан-ученый - литератор, Анкара, Турция, Петр Хлебович – деятель антикоммунистической оппозиции в ПНР, сопредседатель Автономного Восточного Отделения "Борющейся Солидарности", Польша, Аман Сагидуллаев - правительство Республики Каракалпакстан в изгнании и дем. партия "Алга Каракалпакстан", Норвегия, Георгий Гелашвили - менеджер, Торонто, Канада, Эдиге Бекмурзаев - общественный деятель, Свободный "Ногай Эл", Турция, Камиль Сукаев - представитель "Свободного Идел -Урала", США, Нью-Йорк, Андрей Романов – магнитогорский активист, политэмигрант, Финляндия, Сергей Крюков - публицист и общественник, Франция, Владимир Костенко - общественный деятель, Вашингтон (Washington), США, Борис Рогинский - научный сотрудник, политэмигрант, Германия. https://tatar-toz.blogspot /2022/06/400.html
Все чаще в медийном пространстве возникают публичные дискуссии о будущем Российской Федерации после окончания российско-украинской войны. В основном эти дискуссии не касаются вопроса обустройства субъектов федерации, а ведутся в парадигме «будущее федерального центра – это и есть будущее России». Попытки представить потребности, проблемы и представления о будущем для жителей Москвы, Бурятии, Чечни, Башкортостана, Татарстана, Калмыкии и других регионов как нечто общее и целостное, являются абсолютно несостоятельными и контрпродуктивными. Считаем, что все субъекты федерации, как и все автохтонные народы РФ, имеют полное право не только принимать участие в обсуждении будущего российских территорий, но и реализовать свое право на самоопределение. Именно с целью реализации нашими народами и территориями РФ права на самоопределение, мы создали Лигу Свободных Наций – горизонтальную сетевую структуру, которая объединяет организации, движения и отдельных активистов, разделяющих наши цели и взгляды.
Мы ставим перед собой следующие задачи: - консолидация анти имперских сил; - подготовка кадров для государственного строительства; - поиск союзников на международной арене; - обретение реального суверенитета субъектами РФ; - реализация права на самоопределение.
Кто входит в Лигу Свободных Наций? Владимир Довданов, Батыр Бормонгаев, Эренцен Доляев (калмыки), Руслан Габбасов (башкир), Сыресь Боляень и Виталий Ромашкин (эрзяне), Доржо Дугаров, Раджана Дугар-Де Понте (буряты), Рафис Кашапов (татарин), Вячеслав Дёмин (казак). Также в Лигу, на правах наблюдателей, вошли активисты ингушского и якутского национальных движений, а также малочисленные народы Севера. Желающим присоединиться к нам, обращайтесь к вышеуказанным лицам, также пишите свои предложения.
Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях!
Уже около 17 лет живу за рубежом, из них в Украине больше восьми лет, а также в Германии, Испании, Швейцарии, Франции и пять лет в Польше. За это время мне не раз задавали вопросы: какая традиционная национальная одежда у казанских татар, а именно о еде, языка, обычаи, культуре и истории. Неоднократно мне приходилось участвовать в праздновании "Дня вышиванки", организованного украинцами в Варшаве и других страстранах Европы. В нем также принимали участие и беларусы, у которых на национальных костюмах схожие узоры. Были случаи, когда во время различных ярмарок мне посчастливилось пробовать знаменитый на весь мир украинский борщ. Беларусы, в свою очередь, много раз организовывали "День драника", во время которого меня угощали различными национальными блюдами. Во времена моего проживания в Украине, также часто крымские татары угощали меня своими национальными блюдами, которые отличаются от блюд казанских татар. Кроме Польши я жил в Германии, Франции, Швейцарии, Испании и других странах Европы. В каждой из этих стран я пробовал их уникальную еду, знакомился с традициями, истории и культурой. Возвращаясь к прошлому, каждую осень проходит трёхнедельная сессия по защите коренных народов мира, организованная ООН. В сентябре 2017 года в Женеве мне довелось принять участие в 36-й сессии Совета по правам человека. Представители различных народов подготавливали столы с национальной кухней. Меня очень удивило разнообразие представленной еды. Кроме этого, представители разных народов принимали участие в сессии в своих национальных костюмах, что также мне очень понравилось. Находясь в зарубежных странах, я всегда старался найти сходство между и различие национальной едой других народов и татарской кухней. Не много из событии моей семейной жизни - жена Изалия, как она досконально разбиралась в татарской кухне и кухне народов мира. У казанских татар по обычаю мужчины не занимаются приготовлением пищи, только в исключительных случаях, а у кавказцев, азиатов наоборот. Существует обычай, который формировался многие века, что в татарской семье главной обязанностью мужчины является обеспечение семьи, строительство дома, баня и т.д., к этому обучают нас наши деды и отцы. Нас с братом-близнецом Рафисом Кашаповым, (к стати он живет Великобритании) старшим братом Ринатом и младшим братом Рузалином с малых лет нас отец обучал ловле рыбы, охотиться на диких животных, столярной работе, садоводству. Также он научил Рената вождению грузовика "Урал ЗИС". Однажды был такой случай, когда мы с друзьями-третьеклассниками увидели машину отца, которая кружилась на одном месте, но за рулём никого не было видно. Мы были в недоумении, подняли шум, смеялись, но не знали, что делать и как остановить машину. Поблизости не было никого из взрослых. В конце концов мы заметили за рулем брата Рината, который в то время учился в четвертом классе и был невысокого роста. Для удобства он даже подкладывал себе на сидение подушку. Брат так натренировался в вождении машины, что после армии в городе Набережных Челнах был чемпионом различных конкурсов, которые организовывал ДОСААФ. Когда мы учились в седьмом-восьмом классе, самостоятельно уходили ночевать на природе, делали шалаши, готовили еду и рыбачили на сомов. Обычно мы использовали для ловли трёх якорный крючок, на который насаживали до 10 червяков. После того, как сом клевал, конец удочки погружался на дно и мы всей толпой накидывались со всех сторон на удочку. Дружно вытягивали сома на берег и так же коллективно и спонтанно бросались на рыбу, кто как мог, хватали и тянули как можно дальше от воды. В те годы отец уже давал нам ответственные поручения. В нашем дворе мы занимались строительством бани из бруса. Металлическим крючком отец делал отметки на бревнах для сруба бани и уходил, а мы, сыновья, должны были топором их углублять. Когда работа была готова, отец всё продавал, а на вырученные деньги в первый раз купил диван, а во второй раз - телевизор, к этому еще у нас в семье было легковая машина. На участке, где мы сажали картошку через забор находилось старое кладбище, на котором мы играли в догонялки и прятки, устраивали соревнования. Залезали на деревья и, как обезьяны, переходили с одного дерева на другое, преодолевая таким образом до десятки метров. Был такой случай, во время сумерек мы увидели на кладбище белые машущие крылья. Мы немного испугались и не решались подойти, но как не было страшно, все же решились и подошли ближе к этим крыльям и... увидели как ёж пытается съесть мертвого гуся. Он увидел нас и убежал. Из нашей общественной жизни, в восьмидесятые - девяностые годы приходилось слышать от самих же татар пренебрежительное отношение к национальной одежде, обуви, посуде. А ведь платок, тюбетейка и кумган – это символы татарского народа. Традиция покрывать голову платком у татарских женщин уходит своими корнями в далекое прошлое, тюбетейка - головной убор, который стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других народов. Кумган – узкогорлый сосуд, кувшин для воды с носиком, ручкой и крышкой. Долгое время он был характерной деталью интерьера татарского дома, используемый при проведении праздников и обрядов, в сочетании с домашним полотенцем и медным тазом представлял собой яркий этнический и религиозный символ. В XX веке во время раскопок в Казани была найдена кожаная обувь татар (читек). Московские и казанские ученые определили их возраст - больше тысячи лет. Во время учёбы в школе учителя манкурты говорили, что мы плохой народ, то что в историческом прошлом мы, татаро-монгольское иго, захватывали уничтожали другие народы и ничего хорошего не создавали. Было стыдно слышать такие слова от учителей. У себя в деревне Тумутук, (Азнакаевской р-н, рес. Татарстан) бывшем районном центре, я ходил в библиотеку, неоднократно искал историю татар, но не мог найти ни то что бы книгу, а даже брошюру. В конце 1989 года мы думали как возродить правдивую историю татарского народа. До 1994 года мы с братом-близнецом издали книги около 2,5 миллионными тиражами о истории татар, истории других колонизированных народов и о преступлениях Российской империи в отношение других народов. Распространяли книги не только на территории России, но и по всему миру, книги переиздавали на разных языках миллионными тиражами. Распространение книг осуществлялось нашими с братом силами при привлечении собственных средств и при помощи общественных организации: ВТОЦ, "Азатлык", Идел - Урал, "Учительский комитет", а также с помощью татарской интеллигенции и активистов. На территории России наши книги использовали в школах и гимназиях как учебники. На фото, подарок для детей, обучающихся в одной из варшавских школ - деревянный домик для кормления птиц. Чтобы было забавное, также повесил люстру. Ни один год видел, как польские учителя рассказывали детям о правильном кормлении птиц. Они изготавливали своими руками различные изделия из картона разных размеров и очень радовались своим результатам. В эти домики дети помещали семена и мелкие кусочки хлеба. После этого у меня появилась идея сделать для них подарок. Когда я изготавливал домик для птиц, то вспоминал своё детство, когда мы с моим братом-близнецом в возрасте 12-14 лет создавали рисунки акварельными красками на горбыли (кусках края дерева), изображающие орнаменты, узоры, героев детских сказок. Другие дети тоже подключались и соревновались с нами. Всё, что мы делали, было нашей с братом инициативой, которая не входила в школьную программу. Этот птичий домик на фотографиях мне пришлось делать очень долго из-за перелома правой руки, поэтому использовал в основном левой. В своё время в Украине я изготовил около 150 различных изделий по резьбе во время ожидания статуса беженца. Фотографии с моими резными работами висели на стенах Верховного комиссара ООН по беженцам Украины, Беларуси и Молдовы. Юристы этой организации начали готовить выставку моих изделий, но не успели её подготовить из-за событий на Майдане в 2014 году. Мне уже было не до этого. Что мы передадим будущим поколениям? Много раз нам с братом приходилось слышать от представителей разных народов о красоте домов в татарских деревнях. Действительно, большое место в народном искусстве татар занимала домовая и бытовая резьба по дереву. Расположенные в исторических долинах наших предков, домики татарских деревень отличались нарядным разноцветьем и красивым резным орнаментом. Традиции обработки дерева татарских мастеров прошли сквозь века практически в неизменном виде. Сегодня нам нужно возродить работы по резьбе в школах и высших учебных заведениях! С уважением, Нафис Кашапов, политэмигрант. Варшава. https://tatar-toz.blogspot /2022/06/blog-post_30.html
Друзья, продолжаем знакомить вас со спикерами Форума Свободных Народов России. Рафис Кашапов - зам. премьер-министра правительства независимого Татарстана в изгнании, один из соучредителей движения "Свободный Идел -Урал", Великобритания. Был первым осужденным в России, который был приговорен к лишению свободы на 3 года за публичную критику аннексии Крыма и за осуждения Путина за военные действия на Донбасе. Цель Рафиса Кашапова - его общественное движение Свободный Идель-Урал(народов Поволжья): обретение независимости республиками Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Башкортостан и создание интеграционного объединения этих шести республик с общей границей, экономическим пространством и коллективной системой безопасности, также с Европой. Тематика выступа Рафиса на II Форуме СНР: "Новые государства, которые могут возникнуть на карте Европы" https://t.me/freenationsrussia/155
Рафис Кашапов: "Наша борьба за независимость ещё не начиналась
В Праге прошел II Форум свободных народов России (предыдущий проведен в мае в Варшаве). Мероприятие (22-24 июля), согласно заявленной организаторами теме, было посвящено "деколонизации Российской Федерации". Большинство участников выступило за создание независимых государств из территорий, которые входят в состав нынешней России, ненасильственным путем. "Idel.Реалии" следили за выступлениями на Форуме и освещали ход дискуссии. Из России уже начали реагировать на проект. Так, глава Чечни выступил с угрозами в адрес организаторов. По следам проекта корреспондент издания поговорил с организаторами и спикерами Форума, прежде всего из Поволжья.
В ходе Форума организаторы и участники несколько раз подчеркнули "ненасильственный путь достижения цели", а само мероприятие назвали "инструментом" к этому.
— Цель [Форума] — полная и необратимая деколонизация России. Сответственно, наши цели будут достигнуты только тогда, когда РФ перестанет существовать как субьект международного права и превратится в 25-35 независимых, свободных и, надеемся, демократических стран, — отметили участники.
Оргкомитет Форума намерен экспериментировать с форматами.
— Возможно, будут рабочие группы и воркшопы. Необходимо 2-3 дня для работы и менее "плотный" тайминг, а также YouTube-трансляция и перевод, — заявили в Оргкомитете.
Организаторы намерены внести корректировки и в содержание проекта.
— Будем переходить от общих вопросов к более конкретным, например, к "целевым" форумам. Следующий — о будущих независимых республиках Балтии — Ингрии, Балтийской Республики (Кёнигсберг)и Карелии, — заключили там.
Татар на Форуме представлял по видеосвязи из Великобритании активист, вице-премьер самопровозглашенного "Татарского правительства в изгнании" (сформировано в 2008 году на съезде в 2008 году в Набережных Челнах, возглавил Вил Мирзаянов — "Idel.Реалии") Рафис Кашапов. На мероприятии он расписал три возможных сценария дальнейшего развития событий на территории современной России: по первому из них, "после победы Украины в нынешней войне в РФ" возникнет гражданская война между условными "путинистами" и "анти-путинистами". По второму — в отношении всех несогласных с политикой Москвы будет устроен фактический террор: не только тюремные сроки, но и расстрелы. А по третьему, территорию от Владивостока до Идель-Урала Владимир Путин отдаст Китаю — в обмен на гарантии КНР, так как в дальнейшем сможет жить только "под китайцами".
"Idel.Реалии" обратились к Кашапову и после Форума с просьбой рассказать, как итоги мероприятия скажутся на стратегии общественного движения татар.
— Наша борьба за независимость ещё не начиналась. Однако война в Украине, действительно, даёт нам уникальный шанс. Возможно, другого такого случая уже не будет. Поэтому работу необходимо развивать в двух направлениях. С одной стороны, надо искать поддержки США, Великобритании, стран ЕС, Турции и Казахстана. Мы должны найти союзников среди влиятельных политиков и лидеров общественного мнения, — тех, кто поддержит наши устремления. С другой стороны, наши народы должны конкретными делами показать, что нам с Россией не по пути, что мы хотим свободы и независимости, — отметил он.
На Форуме ярко выступил и главный старейшина эрзянского народа и представитель эрзян в Лиге свободных наций Сыресь Боляень.
— Необходимо расширять наш фронт борьбы против империи. Лига свободных наций постоянно налаживает новые контакты с представителями тех порабощённых Москвой народов, которые ещё не вошли в нашу организационную структуру. Я считаю, что следует расширять сотрудничество с тремя народами: с украинцами, так как их роль в борьбе с тиранией ведущая; с белорусами, так как они по факту являются порабощённым Москвой народом, и с казахами — поскольку Казахстан — важный геополитический игрок для Идель-Урала, — заявил он "Idel.Реалии".
Он также считает, что для народов Северного Кавказа, Поволжья и Сибири нужно свое телевидение на национальных языках.
— Также следует создать полноценной новостное вещание в формате интернет-TV для ключевых национальных групп Северного Кавказа, Идель-Урала и Сибири — конечно, на национальных языках. Такой опыт есть у поляков и белорусов в проекте "Белсат". Всё это требует значительных ресурсов — в первую очередь, организационных. Это значит, что первоочередная задача — поиск единомышленников и подготовка активистов как в эмиграции, так и на родине, — уточнил инязор эрзян.
Представитель башкир Руслан Габбасов в ходе Форума также говорил о необходимости расширения партнеров. Он повторил свой тезис, который он озвучивал в ходе варшавского мероприятия в мае, — Западу следует подготовить элиты народов России путем предоставления возможности получения образования.
Касательно прошедшего мероприятия Габбасов считает, что "судя по отзывам российской и мировой общественности, форум прошел успешно".
— Реакция пророссийских властей на то, что национальная и российская оппозиция обсуждает развал и будущее переустройство построссийского пространства, более чем показательна. Многие из них возмущаются, многие не берут всерьёз, но это рано или поздно случится. Когда столько умов обсуждают развал России — это не тренд на модное веяние времени, это неизбежная реальность будущего, — прокомментировал он.
По его словам, народы России уже готовы жить без управления из Москвы.
— То, что народы России так живо взялись за обсуждение своего будущего, говорит о том, что эти народы готовы к самостоятельной жизни без Москвы. У них появился шанс на свою государственность, и теперь это будет сидеть в их умах постоянно. Вполне возможно, чтобы выбить почву из-под ног у оппозиции, руководство Москвы сейчас начнет какие-то преобразования в сфере федерализма и прав этнических групп. Как, например, недавно прозвучавшая новость, что башкирскими депутатами в Госдуму РФ внесен законопроект, позволяющий сдавать ЕГЭ на родных языках, — пояснил он.
Однако Габбасов призывает не верить Москве.
— Главное здесь — не обмануться нам, национальным движениям. Мы должны по максимуму использовать открывающиеся перед нами возможности и не соглашаться на очередные уловки и подачки Москвы. Главная цель нашего народа должна быть одна — независимость. Потом уже можно обсуждать различные союзы и взаимоотношения с другими субъектами построссийского пространства, — подытожил он.
В Форуме участвовали не только активисты, но и эксперты из самых разных стран. Среди них был юрист и колумнист Харун Сидоров, который отметил, что Москва не состоялась как центр силы.
В беседе с корреспондентом "Idel.Реалии" он оценил мероприятие как "интересную площадку для обсуждения".
— Форум свободных народов России (ФСНР) мне интересен именно как форум, то есть площадка, на которой можно открыто обсуждать такие вопросы. В этом же в условиях тотального подавления политической оппозиции и инакомыслия, на мой взгляд, заключается ценность проходящего в Вильнюсе Форума свободной России (ФСР). Но, как известно, ФСР постоянно критиковали за засилие в нем столичных знаменитостей и непредставленность национальных и региональных движений. Реагируя на эту критику, несколько раз его организаторы попытались пойти последним навстречу, выделив для них в его рамках круглые столы и секции, последнюю из которых модерировал я, — отметил он.
По словам Сидорова, национальные движения не удовлетворились этим.
— Один выделяемый им час обсуждения в тени многочасовых дискуссий столичных знаменитостей воспринимается представителями национальных и региональных движений как дискриминационный и бесперспективный формат. Поэтому в итоге возникла новая площадка, ориентированная уже всецело на них и на обсуждение их повестки, — утверждает он.
Сидоров приветствует такую возможность.
— Это можно только приветствовать, потому что чем больше будет таких площадок обсуждения, тем лучше. Единственный риск для организаторов Форума я тут вижу в позиционировании себя уже не как Форума, то есть площадки обсуждения, а как некоего Исполнительного комитета по реализации готового плана реорганизации нынешней РФ. Для чего у них, как мне кажется, пока отсутствуют ресурсы. Поэтому хотелось бы посоветовать им трезво оценивать свои возможности, чтобы демонстрировать их сильные стороны и не обнажать слабые, — заключил эксперт.
По итогам Форума участники приняли документ под названием "Декларация о деколонизации России". От татар её подписал Нафис Кашапов (брат Рафиса Кашапова, был участником национального движения в Татарстане после распада СССР в конце 1990-х, уехал из России 17 лет назад, проживает в Польше), который присутствовал на мероприятии в Праге. Полный текст документа доступен в Telegram-к*е "Idel.Реалии".
В российском Уголовном кодексе есть статья за публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации. За это человеку грозит штраф в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
Те же призывы с использованием СМИ, включая сеть "Интернет", влекут наказание обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Рафис Кашапов о Форуме свободных народов России и неизбежности деколонизации России Рафис Кашапов — известный татарский правозащитник и диссидент, непримиримый противник путинского империализма и концепции “русского мира”. Рафис неоднократно арестовывался российскими властями по обвинению в сепаратизме и экстремизме. В сентябре 2015 приговорен к трем годам лишения свободы за разоблачение агрессии Кремля против Украины и сравнение путинского режима с гитлеровским. Вышел на свободу в декабре 2017 и эмигрировал из России под угрозой новых преследований. С мая 2018 проживает в Великобритании. 23-24 июля Рафис принимал участие в работе ІІ Форума свободных народов России, который проходил в Праге.
“Это было очень нужное и представительное мероприятие, которое показало, что насильственно загнанные в прокрустово ложе империи народы вовсе не смирились со своей участью и готовы отстаивать право на свободу” — отметил Рафис Кашапов в беседе с нашим корреспондентом.
Обсуждая вопрос активного использования кремлевским режимом в агрессивной войне против Украины народов, как любят говорить в России, “национальных окраин”, правозащитник подчеркнул, что это обычная имперская практика, уходящая своими корнями, как минимум, в начало ХVIII века. Еще во время русско-персидских войн и захвата Российской империей Кавказа и Закавказья, царская власть активно использовала национальные формирования из покоренных народов для захвата новых земель. Калмыки, кабардинцы, табасаранцы, грузины, армяне, а также запорожские казаки посылались империей на захват непокоренных народов Северного Кавказа и Азербайджана. “И нынешние империалисты ничем не уступают прошлым российским империалистам. Когда я встречался с президентами сражающейся за независимость Ичкерии во время первой и второй Чеченских войн, они показывали мне документы погибших солдат российской армии. Там было немало жителей Татарстана и других регионов, но достаточно редко встречались москвичи или питерцы” — говорит Рафис Кашапов.
Сейчас во многих национально-территориальных образованиях в России формируются так называемые “добровольческие батальоны” для отправки на фронт в Украину. Особенно активно усердствует в этом деле Рамзан Кадыров, заявивший о формировании трех батальонов и одного полка. Исходя из опыта Татарстана, Рафис Кашапов утверждает, что преимущественно эти батальоны сформированы из мужчин старшего, часто уже не призывного возраста. Людям за пятьдесят очень сложно найти работу, особенно в таких регионах. На многих висит ипотека и разные финансовые обязательства. А тут предлагают хорошие заработки и берут практически всех, без разбора. Плюс обещают компенсацию в случае ранения или гибели. Кроме того, нельзя забывать, что люди этой возрастной категории гораздо больше подвержены пропагандистской обработке, чем молодое поколение. Они смотрят телевизор, заполненный бесконечными пропагандистскими шоу Соловьева, Скабеевой и других. Эта школа ненависти по своему цинизму и разрушительному воздействию на умы людей давно уже переплюнула геббельсовскую пропаганду времен третьего рейха, которой несколько лет назад так восторгался Путин. Молодое поколение, черпающее информацию не из телевизора, а из интернета, гораздо более критично и не сильно рвется на войну.
В то же время, как заметил Рафис Кашапов, еще далеко не все народы, порабощенные Российской империей, осознали необходимость борьбы за свою свободу и независимость. Из множества народов, проживающих на Северном Кавказе в границах своих исконных территорий, на Форуме кроме делегации Чеченской Республики Ичкерии, была представлена только Адыгея. С* перед насилием и пропаганда делают свое черное дело. Людям вдалбливают в головы, что они в первую очередь россияне, граждане великой империи, а уж потом, татары, башкиры, чеченцы, ингуши, калмыки и так далее. А лучше, если они совсем забудут кто они и откуда родом, став манкуртами без рода и племени. В течении семидесяти лет пулями и подачками советская власть пыталась заставить свободолюбивые народы забыть свою родословную и превратиться в “единую общность советский народ”. Но и после распада СССР эта практика активно осуществляется в Российской Федерации, которая является федерацией лишь на словах, а на деле классической континентальной империей.
Также Рафис Кашапов отметил очень глубокое и содержательное выступление на Форуме лидера Чеченской Республики Ичкерия Ахмеда Закаева, в котором было дано четкое историческое обоснование невозможности существования “демократической Российской империи”.
“Крайне важным было принятие на Форуме “Декларации о деколонизации России” — подчеркнул правозащитник. — “Я уверен, что следующий шаг в этом направлении, следующий, уже ІІІ Форум свободных народов России, который должен состоятся через несколько месяцев, будет еще более представительным. И как бы скрытая и явная агентура Кремля не пыталась, шантажом или прямой дезинформацией, дискредитировать нашу борьбу, они все равно обречены на поражение. А народы, порабощенные Российской империей, получат наконец долгожданную свободу!” utrokavkaz.info/2022/07/25/rafis-ka...izatsii-rossii/
Татары, определяйтесь! Из публикаций в СМИ нам стало известно о намерении председателя Милли Шура Василя Шайхразиева внести в резолюцию VIII съезда Всемирного конгресса татар пункт «о поддержке специальной военной операции».
В то время как Кремль продолжает шокировать весь мир ракетными ударами по автобусным остановкам и торговым центрам украинских городов;
принимая во внимание факты публикаций в соцсетях самими российскими военными жутких видеозаписей истязаний украинских пленных, удаления половых органов;
осознавая желание Москвы переложить ответственность за военные преступления в Украине на военнослужащих из числа порабощённых Россией народов, в частности и татар,
движение «Свободный Идель-Урал» обращается к делегатам VIII съезда Всемирного конгресса татар:
Не допустите использования имени нашего народа в интересах русской военщины и московского империализма! Не дайте Шайхразиеву поставить на голосование резолюцию, в которой будут слова о поддержке войны в Украине! Тюрьма народов развалится, Татарстан обретет свободу и независимость, а вам будет стыдно за свое молчание на съезде, и вы будете стыдливо объяснять детям и внукам, почему поддерживали Путина и Россию в их военных преступлениях. Сторонники нашего движения зафиксируют публичный протест каждого смелого татарина. Мы им будем благодарны за смелость и сохранение доброго имени татарского народа в эти тяжелые времена. Имена остальных делегатов, которые из-за своей трусости, личной выгоды либо идейной преданности Москве не выскажут протест войне, – будут занесены нами в Список разжигателей войны. Этот список мы направим в Министерства иностранных дел тех государств, из которых прибудут делегаты. Мы уже начали соответствующее консультации, и приложим всех усилий, чтобы ваша сознательная поддержка политики Москвы нашла должную оценку в странах вашего пребывания. Если вы трусите и малодушничаете, если не можете открыто заявить, что в этой безумной войне нет интересов татар – ещё не поздно не явится на съезд. Не вытирайте ноги о наш национальный флаг. Мы отдельный народ, а не обслуживающий персонал кремлёвских фашистов. Будьте достойны имени своего народа! Вил Мирзаянов (США) Рафис Кашапов (Великобритания), Фарит Закиев (Турция) Роза Курбан (Турция), Камиль Сукаев (США), Нафис Кашапов (Польша), Динар Минкаев (Нидерланды), Динар Сагдеев (Нидерланды), Нафиса Губайдуллина (Черногория), Иршат Хаби (США), Зульфира Бойко (Украина), Тагир Миннебаев (Германия), Наиль Хасанов (Казахстан), Ильдус Фатихов (Татарстан)
Простить или не простить предателя? «Свободный Идель-Урал» опубликовал проект собственного санкционного списка
Ватандашларыбыз!
Итак, мы продолжаем работу по результатам VIII Съезда ВКТ, на котором делегаты единодушно (кроме Фаузии Байрамовой) поддержали вторжение российских войск в Украину.
Как мы и писали ранее, движение «Свободный Идель-Урал» подготовило обращения в министерства иностранных дел ряда государств.
В этих обращениях мы просим ввести персональные санкции в отношении разжигателей захватнической войны Российской Федерации против Украины — то есть тех, кто готовил резолюцию ВКТ в поддержку войны и голосовал за неё.
За прошедшую неделю мы получили огромное количество звонков и сообщений от татар из Финляндии, Швеции, США, Канады, Австралии, Германии, Польши, Литвы, Казахстана, Украины, Саудовской Аравии и ряда других стран. Это были как слова поддержки, так и упреков — мол, наш санкционный список уничтожит бизнес какого-то татарина в Германии либо США.
Татары! Сейчас время думать не об уничтоженном бизнесе в ЕС либо США. Время думать о том, что на наших глазах уничтожается генофонд татарской нации. Мы и раньше не демонстрировали высоких показателей прироста населения. В тех тяжёлых реалиях ассимиляции, в которых оказалась нация, важна каждая молодая татарская семья. Мы не китайцы и даже не русские. Для нас уничтожение полусотни мужчин репродуктивного возраста — это уже вызов. А сколько татар погибнет до конца лета? А до конца года? Сколько молодых татарских парней останутся без рук, без ног, с подорванным здоровьем? Сколько вернётся из этой мясорубки психически нездоровыми? Вы об этом не думали? Или все наши мысли только о коммерции и деньгах?
Если «Татар дөньясы» — это не о татарских жизнях, не о татарском языке, выброшенном из школ, не о татарском университете, в котором нам отказано, не о татарских политических партиях, которые Москва запретила… тогда что это за мир? О чем он и для кого?
Поскольку уже после Съезда все чаще раздаются голоса в оправдание делегатов и гостей, мол «они не понимали куда приехали», «они не расслышали», «они были оболванены», «они не смогли сориентироваться» и т.д., — мы решили следующее:
Ниже публикуем наш санкционный список, по которому мы будем работать — не только рассылать письма в МИД, но и точечно задействовать наши контакты в дипломатических и политических кругах, для того, чтобы санкции заработали. Татары из нашего списка, которые попали туда ошибочно, а на самом деле не поддерживают вторжения Вооруженных сил Российской Федерации в Украину, — ожидаем от вас ясной и публичной позиции в отношении военного вторжения. Публичное осуждение российского вторжения будет для нас сигналом исключения из санкционного списка. Заявление поддержали: Вил Мирзаянов (США), Рафис Кашапов (Великобритания), Роза Курбан (Турция), Камиль Сукаев (США), Нафис Кашапов (Польша), Ринат Хасаншин (Швеция), Замир Аминов (Турция), Иршат Хаби (США), Фарит Закиев (Турция), Зульфира Бойко (Украина)… список постоянно обновляется
Проект санкционного списка движения «Свободный Идель-Урал»
Абакиров Мадарис Шарифулович. Аблязов Камиль Алимович, заместитель председателя Национального Совета Всемирного конгресса татар, председатель Совета РНКАТ Саратовской области. Акчурин Расим Сулейманович, генерал-полковник. Акчурин Ренат Сулейманович, академик РАН, кардиохирург. Руководитель отдела сердечно-сосудистой хирургии Института клинической кардиологии им. Мясникова Российского кардиологического научно-производственного центра РАМН, почётный член Академии наук Республики Татарстан (г. Москва). Алапанов Халил Газбуллович, глава администрации Бардымского муниципального района Пермского края. Алыков Марат Равильевич, герой России. Алимбаев Тамир Алимбаевич, председатель Совета Омской региональной общественной организации «Областной татарский национально-культурный центр «Иртыш», председатель городского Совета Омской местной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия «Ибирь» («Сибирь»). Аминов Ильшат Юнусович, генеральный директор ОАО ТРК «Татарстан – новый век», депутат Государственного Совета Республики Татарстан. Ахметов Марат Готович, заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан. Ахметшин Равиль Калимуллович, заместитель Премьер-министра Республики Татарстан – полномочный представитель Республики Татарстан в Российской Федерации. Аюпов Ринат Зайдулаевич, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва, генеральный директор Группы компаний «ВТС-экспедирование» (г.Ас*ань). Аюпова Ирада Хафизяновна, министр культуры Республики Татарстан. Бадгетдинов Марсель Расимович, член Совета общественной организации «Татаро-башкирский национально-культурный центр Ростовской области «Якташлар». Баталова Сажида Растямовна, председатель Совета общественной организации Региональная национально-культурная автономия татар Бурятии. Бикмаев Шамиль Закариевич, председатель Региональной национально-просветительской общественной организации «Совет старейшин татар Республики Мордовия». Бикчантаев Тагир Ахмадуллович, председатель правления Региональной общественной организации Татарская национально-культурная автономия Кемеровской области, муфтий, председатель Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Кемеровской области». Бисерова Дания Рустамовна, член Совета ОО «РТНКАНО». Брагин Дамир, г. Донецк. Бурханов Альберт Ахметжанович, начальник комитета Исполкома Всемирного конгресса татар по работе с краеведами, председатель региональной общественной организации «Общество татарских краеведов Республики Татарстан». Валеев Разиль Исмагилович, советник генерального директора ОАО ТРК «Татарстан – новый век», писатель. Валеев Римзиль Салихович, общественный деятель, член Союза журналистов РТ, заслуженный работник культуры РТ. Валяхмедов Камиль, член Союза художников Туркменистана Валитова Закия. Габбасова Рамзия Ильдусовна, председатель правления общественной организации «Региональная национально-культурная автономия Удмуртской Республики». Гайнутдин Равиль Исмагилович, председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации. Галимов Айдар Ганиевич, народный артист Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Галимов Фанир Гильмутдинович, председатель Всероссийской общественной организации «Ассоциация татарских сел России». Галкина-Самитова Гульнара Искандеровна, легкоатлетка. Ганеев Рустам Мазитович, руководитель Нижнекамского отделения Исполкома Всемирного конгресса татар. Гареев Амир Гимадисламович, президент РТНКА Новосибирской области. Гельфонд Гузель Ибрагимовна, Израиль. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, заместитель председателя Национального Совета Всемирного конгресса татар, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей, председатель Совета ФНКАТ. Гилязов Искандер Аязович, директор Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук Республики Татарстан. Гимади Эдуард Хайрутдинович. Давлетов Ильдус Ядкарович, председатель татарской национально-культурной автономии Оренбургской области. Давлетшин Альфред Амирович, представитель Всемирного конгресса татар в Республике Башкортостан. Дианов Борис Николаевич (Бари Хамзиевич), сопредседатель Межкультурного интеграционного центра «Татарлар Дойчланд». Димитрова Альфия Хамматдиновна, председатель Татарской общественной организации в Болгарии «Волжки булгари». Болгария, г. София. Егоров Иван Михайлович, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс», руководитель общественной организации кряшен Республики Татарстан. Жалилов Альберт Наильевич, заслуженный артист Республики Татарстан. Хабибуллина Роза Жафяровна, заслуженная артистка Республики Татарстан, директор московской школы N1186 им. М. Джалиля. Забигулло Надери Татар, председатель Татарского совета Афганистана. Загидуллина Дания Фатыховна, заместитель председателя Национального Совета Всемирного конгресса татар, заместитель президента Академии наук Республики Татарстан. Загитова Алина Ильназовна, спортсменка. Зайдуллин Ркаил Рафаилович, поэт, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, председатель Союза писателей Республики Татарстан. Закиров Ринат Зинурович, советник Всемирного конгресса татар. Закирова Минзалия Загриевна, заместитель министра образования и науки РТ. Залилова Чулпан Мусеевна. Идрисова Кадрия Раесовна, начальник комитета Исполкома Всемирного конгресса татар по работе с общественными организациями «Ак калфак», председатель Республиканской общественной организации татарских женщин «Ак калфак». Агиш Ильдар (Ildar Agish), вице-президент Ассоциации Татар Америки. США, г.Нью-Йорк. Исаева Рафида Назиповна, член Совета ОО «РТНКАНО». Исхаков Дамир Мавлявеевич, редактор журнала «Туган җир», доктор исторических наук. Исхакова Гольфия Загитивна, член Союза писателей Республики Татарстан. Ихсанов Рафик Рашитович, герой России, помощник члена Совета Федерации от Республики Башкортостан, член партии «Единая Россия». Калимуллин Рим Мукамилович, председатель Совета Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Архангельской области». Канюкаев Фахрутдин Бадретдинович, президент Самарской региональной творческой общественной организации «Дуслык». Каримов Тауфик Акрамович, председатель правления Республиканского общественного объединения «Казахстанский конгресс татар и башкир», Заместитель Председателя Национального Совета Всемирного конгресса татар. Казахстан, г. Нур-Султан. Колесникова Лена Рафиковна, председатель исполкома ОО «Конгресс татар Челябинской области», депутат Законодательного Собрания Челябинской области. Кочетова Эльза Ильдусовна, член Совета ОО «РТНКАНО». Крганов Альбир Рифтакович, религиозный деятель. Кузнецовас Таирас Сергеевич, представитель Всемирного конгресса татар в Литовской Республике, председатель Немежанской татарской общины. Литва, г.Немежис. Латфуллин Рим Файзурахманович, член Совета ОО «РТНКАНО». Латыпов Камалутдинов Рамис, главный редактор татарской редакции ИА «Татар-информ». Леронов Лемон Леронович (Ләбиб Лерон, либо Гильфанов Ленарис Леронович), главный редактор журнала «Безнең мирас», лауреат Государственной премии им. Г.Тукая. Мингазова Ляйсан, заслуженная артистка Татарстана. Ляпин Фярит, председатель Национально-культурной автономии татар Ивановской области, член Исполкома Всемирного конгресса татар, член Общественной палаты Ивановской области. Магдеев Рашид Тагирович, председатель Межрегиональной культурно-просветительской общественной организации «Татарская община Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Минниханов Рустам Нургалиевич, президент Республики Татарстан. Российская Федерация. Миргалиева Зиля Дамировна, руководитель центра татарской культуры МИРАС в Монреале, Канада, г. Монреаль. Муллашев Камиль, Казахстан. Мурасов Камиль Лутфрахманович, герой России. Муслюмова Ленария Радиковна, председатель Всемирного форума татарской молодежи. Мухаметгареев Венер, Герой России Мухаметзянов Рафаил Рафкатович, председатель ОО ТНКА «Мирас (Наследие)» г. Нижневартовск. Российская Федерация. Мухаметшин Рафик Мухаметшович, ректор Российского исламского института. Российская Федерация. Мухаммадиев Ринат, заслуженный работник культуры России, лауреат Государственной премии Татарстана. Г. Тукая, главный редактор газеты «Татарский мир». Российская Федерация. Мухтасаров Фарид, лидер татарских автономий Москвы и Московской области. Российская Федерация. Набиева Алсу Рустэмовна, депутат Государственного Совета Республики Татарстан VI созыва, ректор Российского университета кооперации, ректор Казанского кооперативного института. Российская Федерация. Набиуллин Ришат Хисматуллович, председатель Татарского общественного культурно-просветительного центра г.Ташкента. Узбекистан, г.Ташкент. Насыров Ринат Хамзиевич, представитель Всемирного конгресса татар в Тюменской области. Российская Федерация. Нигматулин Роберт Искандрович, Академик Российской академии наук, научный руководитель Института океанологии РАН (г.Москва). Российская Федерация. Нурутдинова Альфия, Кыргызстан. Сайдашев Лерон, Кыргызстан. Салахов Мякзюм Халимулович, президент Академии наук Республики Татарстан. Салихов Радик Римович, директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ. Самигуллин Камиль Искандерович, религиозный деятель. Республики Татарстан. Саттаров Рустам Масхутович, член Совета ОО «РТНКАНО». Сафин Ленар Ринатович, сенатор Российской Федерации от Республики Татарстан Сафин Рамис Фарукович, председатель Исполкома Ульяновской Татарской национально-культурной автономии, директор Ульяновского филиала ООО ТРК «Татарстан-Новый век». Сафиуллина Фавия Ахтямовна, заместитель председателя региональной общественной организации «Конгресс татар (Татары Урала) Свердловской области». Российская Федерация. Сафоров Асгат Ахметович, председатель аппарата Президента Республики Татарстан. Султанова Виктория, Казахстан. Суфиянов Альберт Акрамович, главный врач ФГБУ «Федеральный центр нейрохирургии» Минздрава России (г.Тюмень). Республика Татарстан. Сюняев Рашид Алиевич, астрофизик, профессор, директор Института астрофизики общества Макса Планка в г. Гархинге, главный научный сотрудник Института космических исследований. Германия, г. Гархинг. Тагиров Индус Ризакович, первый председатель исполкома Всемирного конгресса татар (в 1992—2002 годах). Таджеддин Талгат Сафич, религиозный деятель. Тихомирова Равза Шамилевна, директор ГБУК НСО «НОТКЦ». Тукаев Марс Рифкатович, заместитель руководителя Исполкома Всемирного конгресса татар – начальник комитета по работе с татарскими общественными объединениями в Российской Федерации. Туктаров Жиганша Зейнятуллович, председатель общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Пензенской области. Российская Федерация. Ульмаскулова Гульсина Хайдаровна, председатель общественного объединения «Татарско-башкирский культурный центр «Туган тел». Кыргызстан. Уразаев Фарит Язкарович, исполнительный директор Всемирной ассоциации содействия татарским предпринимателям. Республика Татарстан. Файзрахманов Айрат Шамилевич, начальник отдела взаимодействия со средствами массовой информации и общественными организациями Министерства культуры РТ, кандидат исторических наук. Республика Татарстан. Файзуллин Равиль Абдрахманович, поэт, общественный деятель. Фарисов Фарит Фарисович, председатель совета Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Москвы». Российская Федерация. Фаррахов Айрат Закиевич, депутат Госдумы РФ. Фархутдинова Фания Фарвасовна – доктор филологии, профессор Ивановского государственного университета. Российская Федерация. Фатехова Наиля Асгатьевна, заслуженная артистка России. Российская Федерация. Фуат Тиниш, председатель Общества культуры и взаимопомощи казанских татар. Турция, г. Анкара. Хабибуллина Роза Жафяровна, заслуженная артистка Татарстана. Хабриев Рамиль Усманович, академик РАН. Хадиуллин Ильсур Гараевич, министр образования и науки Республики Татарстан. Халимов Исхак Хасибуллович, главный редактор татарской газеты Ульяновской области «Өмет». Российская Федерация. Хамидуллина Камария Зиннуровна, народный учитель Республики Татарстан. Хасанова Сафия Магрупповна, член Совета ОО «РТНКАНО». Российская Федерация. Хайруллин Гриф, Казахстан. Хуснидинов Гайса Нуртдинович, член Совета ОО «РТНКАНО». Российская Федерация. Хуснуллин Марат Шакирзянович, вице-премьер-министр РФ. Хуснуллина Мавлиха Тимершаеховна, член Совета Региональной татарской национально-культурной автономии Кемеровской области. Российская Федерация. Шаймиев Минтимер Шарипович, первый президент Республики Татарстан. Шайхразиев Василь Габтелгаязович, председатель Национального совета Всемирного конгресса татар, заместитель премьер-министра Республики Татарстан. Шакиров Данис Фанисович, первый заместитель Председателя Национального совета Всемирного конгресса татар – руководитель исполкома Всемирного конгресса татар. Шакирова Сания, Москва. Российская Федерация. Шамиль-оглу Юлай, профессор Висконсинского университета, Профессор университета им.Н.Назарбаева (Казахстан), профессор Висконсинского университета. США. Юнусов Марат Равильевич, председатель правления региональной общественной организации «Конгресс татар Курганской области». Российская Федерация. Юсупов Дамир Касимович, пилот гражданской авиации, герой России (г.Екатеринбург). Российская Федерация. Яркаев Раис Марсович, председатель совета Региональной общественной организации «Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга». Российская Федерация.